Образовательные стандарты

В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В период с 2011 по 2020 годы будет происходить постепенный переход всех школ на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

 

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:

1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.

 

Наименование ступени образования

Текст стандарта

Дошкольное образование

Приказ  ФГОС  № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

 

Начальное общее образование (1-4 кл.)

 

Приказ   ФГОСМинобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357

 

Основное общее образование (5-9 кл.)

 

Приказ   ФГОС  Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897

 

 

Среднее (полное) общее образование (10-11 кл.)

 

 

Приказ ФГОС Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413

 


Надо учить не содержанию науки,

а деятельности по её усвоению

Белинский В.Г.

В основу ФГОС положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика как субъекта познавательной деятельности.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер.

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего стандарт. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникативных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.

Сегодня новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) - основа образовательного процесса первой ступени в каждой российской школе. Образовательная деятельность в условия ФГОС НОО - большая работа не только авторов-разработчиков, авторских коллективов, создавших инструмент для введения стандартов – учебно-методические комплексы, руководителей органов образования, но и кропотливая работа педагогического коллектива школы по следующим направлениям: нормативное и организационное обеспечение, финансово-экономическое и организационное, кадровое и научно-методическое обеспечение, материально-техническое и информационное обеспечение введения ФГОС НОО.

Стандарт для детей: изменился характер деятельности учащихся – исследовательский, творческий, продуктивный;

Стандарт для учителей: возрос интерес к ученику, семье, своей профессиональной деятельности: активизировалось стремление к повышению квалификации и своего профессионального уровня, освоению новых технологий и средств обучения; появились перспективы ощутимых моральных и материальных вознаграждений;

Стандарт для родителей: повысилась заинтересованность родителей в участии в образовательной деятельности, управлении школой; изменился характер взаимодействия с учителем; появилась возможность родителям самим продолжать учиться.

Каким должен быть будущий первоклассник, способный успешно обучаться по ФГОС?

Слыхали радостную весть?
Мне скоро будет ровно шесть!
А если человеку шесть,
И у него тетрадки есть,
И ранец есть, и форма есть,
И счетных палочек не счесть,
И он читать старается,
То значит он (вернее, я),
То значит он (вернее, я),
Он в школу собирается!

 

Ответственный за составление материала:

Котлячкова Т.В., координатор методической службы ступени НОО