Отчет по командировке в город Дзержинск Нижегородской области. 18.05.2018

Город Дзержинск – административный центр городского округа Нижегородской области с населением примерно 250 тысяч человек – мы с коллегами из ГБОУ Школа № 1905 посетили в середине мая.

Целью нашей командировки было ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРАКТИКАМИ И СИСТЕМОЙ РАБОТЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ДЗЕРЖИНСКА.

Программа пребывания учителей и администрации нашей школы была насыщенной и очень интересной.

Так, в Департаменте образования администрации города Дзержинска нас приветствовал директор департамента Коротков А.Н. и его два заместителя, О. В. Палеева и Ю. А. Барк, которые познакомили с системой общего образования в городе, рассказали о территориальном принципе закрепления образовательных учреждений.

Как видно из схемы, в Джержинске 42 общеобразовательных учреждения, в которых обучаются 22 415 учащихся, из них 2 – НЧОУ (школа им. Н. И. Лобачевского и Православная гимназия) и 1 – ГОУ (СК Школа-интернат). Особое внимание на всех уровнях системы образования уделено детям с ограниченными возможностями здоровья, а таких в Дзержинске достаточно много. Статистика говорит сама за себя: количество классов детей с ОВЗ с каждым годом, к сожалению, возрастает.

Нам была представлена динамика численности обучающихся, итоги ОГЭ и ГИА, новые принципы комплектования 1-х и 10-х классов, мониторинг особых достижений учащихся, на котором хочется остановиться подробнее. Следует сказать, что в Дзержинске выстроена целая система поддержки талантливых детей и педагогов. Каждое достижение не остается без внимания ни со стороны школы, ни со стороны Департамента и властей города. Например, победителей и призеров муниципального уровня Всероссийской олимпиады школьников чествует мэр города в своем рабочем кабинете, ежегодно в рамках конкурсов «Ученик года», «Учитель года» на сцене драматического театра в окружении педагогической и родительской общественности награждаются номинанты и определяются победители. Здесь важен системный подход. И если ученик добился определенных результатов в олимпиадном движении, проектно-исследовательской деятельности, волонтерстве, спорте, искусстве и. т. д., то, прежде всего, «рекламу», публичное признание, благодарность и почет получает его педагог, потому что очевидно, что за всеми достижениями ребенка стоит его учитель. Как же это здорово!

Программа пребывания учителей школ Москвы в городе Дзержинск Нижегородской области включала посещение МБОУ «Лицей №21», являющегося Инновационным сетевым институтом и стажерской площадкой Нижегородской области и Поволжского Федерального округа. И здесь тоже разговор начали с индивидуальной оценки достижений учащихся.

Директор, Каргина Н.Н., представила наличие успешного опыта МБОУ «Лицей №21» масштабных программ и проектов за последние 5 лет, провела экскурсию по Лицею, в ходе которой педагоги представили современные технологии и практики преподавания предметов физико-математического цикла. Акцент был сделан на таких образовательных технологиях, как:

  1. «Силы разума» - разработка головоломок;
  2. Учет динамики личностного роста - папка с портфолио (при 6 алгебрах и 3 геометриях в учебном плане портфолио формируется с середины 10 до конца 11 класса).
  3. Интегрированные уроки (например, способы решения одной и той же задачи посредством математики или физики, что актуально для ЕГЭ, когда требуется решить задачу наиболее приемлемым способом).
  4. Технология динамических вариативных групп (работа по шаблону, ситуативные ситуации, ментальные карты, вебинары в дневнике-ру, проекты).
  5. Интерактивное обучение учителей информационным технологиям (сайт с различными пользовательскими программами, разработанный молодыми учителями информатики, тесты, решу ЕГЭ, дневник-ру).
  6. Smart-response (например, интерактивный опрос).
  7. Коммуникативные (например, Fishbone – структурный анализ причинно-следственных связей).
  8. Уровневой дифференциации (углубленный уровень математики во всех трех 7-х классах, а 10-й класс – только один физико-математический, куда зачисляются ребята по итогам учебы на три года).
  9. Проектная (большой социальный проект «Основные культурные события России» - лента времени, результат которого представлен на стенах разных этажей лицея; проект с водоканалом «Дзержинский дендрарий).
  10. Кейс-технология (в начальной ступени – кейн-блокнот).
  11. Здоровьесберегающие (межполушарное взаимодействие, кинезиологические упражнения).

Несмотря на физико-математическую направленность лицея, в нем имеется не только медиа-центр, но и своя фото и видеостудии, школьный издательский центр. Нас впечатлили учебные кабинеты основной и начальной школы, библиотека и Зал боевой славы.

Особое внимание привлекли экспонаты школьного музея, ведь ни для кого не секрет, что взгляд на событийный образ – это основа мотивации к изучению любых предметов.

Отрадно, что в Лицее №21 есть ЗФТШ – заочная физико-техническая школа, которая берет свое начало в Москве (МГТУ им. Н. Э. Баумана и МФТИ). Лицеисты ежегодно принимают участие и в Математическом празднике, который организует и проводит Центр педагогического мастерства г. Москвы и МГУ.

Далее по программе наш маршрут пролегал в МБОУ «Гимназия №38», где нас встречал директор А. В. Бородачев, который лично провел экскурсию по гимназии.

Уже в самом начале был сделан акцент на «Матрицу возможностей» и «банк данных» личностного роста каждого гимназиста. Снова зашла речь о конкурсе «Гимназист года» и его организации и проведения в драмтеатре города.

Меня, как учителя предметной области искусство, поразил факт наличия должности заместителя директора по культурологии. Опираясь на углубленное изучение иностранных языков, гимназия системно выстраивает образование культурного человека. Масштаб предметов такой направленности впечатляет: страноведение, культура англоязычных стран, мировая художественная культура, которая вводится с 7 по 11 класс и является логическим продолжением уроков музыки; факультатив «Образ и мысль» на начальной ступени обучения.

Учащиеся участвуют в гуманитарных олимпиадах по искусству, обществознанию, истории, литературе, где показывают определенные результаты. В процессе обучения широко применяются технологии мастерских и тренинги. Поликультурное воспитание в гимназии предполагает наличие сквозных тем, например, «Мало самому знать, важно другим передать».

Нам представили практику индивидуального отбора в 10 класс. Зачисление в десятые классы Гимназии производится на основании «Порядка организации индивидуального отбора при приёме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации Нижегородской области для получения основного общего, и среднего общего образования с углублённым изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения», утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 12 мая 2014 года №321 (в редакции от 12.07.2016 № 452) в соответствии с «Положением о порядке индивидуального отбора обучающихся МБОУ «Гимназия №38» для получения среднего общего образования», утверждённого приказом директора МБОУ «Гимназия №38».

Индивидуальный отбор проводится в 4 этапа по 23 критериям. Все представлено на сайте гимназии в открытом доступе. https://docviewer.yandex.ru/view/76754328

Форма заявления к участию в процедуре индивидуального отбора для получения среднего общего образования с углубленным изучением английского языка включает в себя копии документов, подтверждающих индивидуальные учебные достижения обучающегося (портфолио). Итоговый рейтинг – это min сумма мест. Вся процедура напоминает академическую при поступлении в ВУЗ.

Во второй половине дня мы посетили Дворец детского творчества, где нас встречали детские вокальные, хореографические коллективы директор Л. М. Юдина провела экскурсию и рассказала, что более 10 коллективов имеют звание образцовых и часто выступают не только в разных городах нашей страны, но и за ее пределами; живописные полотна представляют собой художественную ценность и демонстрируются в выставочных залах Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Москвы.

Со своим социальным проектом «Шаг навстречу: территория здорового и безопасного образа жизни» познакомили нас воспитанники «Эколого-биологического центра» волонтерского объединения.

Особенность дополнительного образования данного ДДТ заключена в

  • сочетаемости занятий современными видами искусства (агид-бригады детских общественных движений, брэйк-данс) с исконно русскими и старинными промыслами, такими, как, например, плетение на коклюшках или валяние из шерсти, в одном здании;
  • огромной увлеченности своей работой педагогов, которые способны «дать вторую жизнь», например, старинной технике рукоделия, вдохнув в нее современную интерпретацию;
  • ежегодно проводимом конкурсе «Педагог года» и «Ученик года», причем, в различных номинациях: «Прорыв года», «Дебют года»;
  • полноценном расписании занятий в выходные дни, что предоставляет возможность для обучения более 2000 детей разного возраста, и. др

За круглым столом по итогам встречи происходил обмен опытом. Было подписано соглашение о сотрудничестве с Департаментом образования города Москвы.

В завершение нашей поездки удалось выкроить время для обзорной экскурсии по городу Дзержинску и даже 10 минут для того, чтобы полюбоваться красотами Оки на набережной города. И сама погода сопутствовала дружественной атмосфере.

Положительный настрой наших коллег из Нижегородской области на сотрудничество в сфере образования сделали нашу рабочую поездку качественно полезной.